Обращение

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Приветствую Вас на официальном сайте Свободненского сельского поселения

Октябрьского муниципального района Челябинской области.

Я рад предложить Вам информацию о деятельности местного самоуправления, о положении дел в различных сферах нашего поселения. Наш сайт обеспечивает открытость и доступность сведений о деятельности органов местного самоуправления. Очень важным моментом считаю сотрудничество муниципальной власти и населения, вовлечение жителей Свободненского сельского поселения в процесс управления.

Надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.

Уверен, что вместе мы можем претворить в жизнь многие намеченные планы!

 

Глава Свободненского сельского поселения Василенко Николай Михайлович

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ИСТОКИ:

Первые неясные робкие сведения о жителях южноуральских степей дали античные историки и географы. Наряду с мифичес­кими фиссагетами, аргиппеями и исседонами они поведали о могучих племенных союзах скифов, саков и сарматов.

Особенно многочисленными были сарматские племена. Их владения занимали огромные пространства от причерноморс­ких и поволжских степей до зауральских равнин и среднеазиат­ских пустынь.

В степях Южного Зауралья сарматские племена сформирова­лись в VI веке до нашей эры на основе скифо-савроматского насе­ления и угроязычных племен лесостепной зоны. Это были ранние кочевники. Тяжелые повозки, запряженные быками, перемещали по степи неразборные сарматские кибитки. Сарматы были, глав­ным образом, коневодами. Другой скот разводили в меньшей сте пени. Они умели плавить руду, владели кузнечным ремеслом, выде­лывали войлок и кожу. ВIV веке до нашей эры в сарматской среде выделяется мощный племенной союз аорсов. Среди прочих сар­матов аорсы отличались особой зажиточностью и богатством, так как контролировали важные караванные пути. Одновременно по всему южноуралью формируются и другие союзы, но менее круп­ные. Во втором веке аорсов вытесняет другой, более сильный, сар­матский племенной союз - аланы. Бесконечные воины, опустоши­тельные набеги на соседние племена снискали аланам недобрую славу завоевателей. Но как бы ни были воинственны аланы, они не смогли устоять передхлынувшими с востока племенами гуннов.

ВIV веке аланы были разбиты. Закончилась тысячелетняя исто­рия сарматов. В южноуральские степи пришли новые хозяева. Но гунны не задержались в Южноуралье. Они устремляются на запад. Мир содрогнулся, застыв в недобром предчувствии. Такого наше­ствия он еще не знал. Степь гудела, стонала, задыхалась в дыму, орошаясь кровью. Увлеченные чудовищным гуннским потоком, шли через Южноуральские ворота многочисленные племена. На­чалось великое переселение народов. Движение было столь ин­тенсивным, что восстановить реальную картину того периода пред­ставляет определенную трудность.

Пожалуй, более известны племена савиров, пришедшие в се­редине пятого века из Западной Сибири. Но не смогло угорское племя закрепиться на Южном Урале. Уже в VI веке их потеснили авары, также не задержавшиеся в Зауралье.

А в степи уже звучала тюркская речь. Спустившись с нагорий Алтая, подобно многочисленным ручьям, азиатские степи запол­нили тюрки, образовав Великий Тюркский каганат. Спустя век, ка­ганат рассыпался на отдельные степные государства и объедине­ния. На Южный Урал переселились народы баджгард и бурджая, предки современных башкир. Формирование ядра народа шло за счет тюркоязычных племен огузов, кипчаков, волжских булгар.

Тюркский язык окончательно укрепился в южноуральских сте­пях. Благодаря своей простоте он занял доминирующее положе­ние среди других языков Южкоуралья.

Образование в VII веке в Поволжье Хазарского каганата и Бул- гарского государства на время приостановило продвижение ази­атских народов в Европу, но, начиная с IX века, новый вал прока­тился по южноуральским равнинам. Спасаясь от печенежских на­бегов, уходит с Урала часть мадьяр, одного из древнейших угорс­ких племен, и оседает в Европе на Дунае, другая часть, слившись с тюрками, осталась на территории современной Башкирии. Вы­теснив мадьяр, печенеги сами вынуждены были уйти из южно­уральских степей в Приазовье, гонимые ордами огузов. Огузы, степные кочевники, потеснив печенегов в Южноуралье, в конце X века вынуждены были уйти отсюда или смешаться с кипчаками, наседавшими на них из Прииртышья.

Тюркоязычный народ кипчаки более известен как половцы или куманы(команы). Именно они вХ1-ХШ веках более других досажда­ли русским князьям постоянными набегами. Огузы известны на Руси как торки.

Огромное пространство от Причерноморья до казахских сте­пей, включая Южноуралье, вплоть до XV века называлось Дешт-и- Кипчак, или Кипчакская степь. Кипчаки были столь многочислен­ны, что их не смогла поглотить даже Золотая Орда. Напротив, та­таро-монголы многое переняли у кипчаков. Наряду с другими на­родами кипчаки составляли основную массу золотоордынских племен bXIII-XV веках.

Более двух веков татаро-монгольские ханы стояли над степью, но длительное противостояние с Русью ослабило и привело к рас­паду Золотую Орду.

На ордынских развалинах в XV веке возникают Сибирское и Ка­захское ханства, а также Ногайская Орда, сыгравшие важную роль в поздней истории Южного Урала. Сибирское ханство включало многочисленные тюрко-язычные племена, известные как сибирс­кие татары, а также угорские народы и зауральских башкир.

Казахское ханство разделилось на три жуза, из которых Сред­ний располагался в непосредственной близости к южно-уральс­ким территориям.

Ногайская Орда раскинулась на пространствах от Поволжья до Западней Сибири. Во второй половине XVI века Орда распалась на несколько образований, из которых Ногаи Большие кочевали в южно-уральских степях. Ногайские мурзы отбирали пастбища и скот, об- лагали непосильной данью. В конце XVI - начале XVII веков в Южно- уралье проникают зюнгорцы - джунгарские калмыки. Они теснят ногаев, которые вынуждены были уйти в низовья Волги. Однако под натиском казахских и башкирских племен сами не смогли удер­жаться в южно-уральских степях.

Конец XVI века ознаменовался важнейшим событием в исто­рии Южного Урала и Зауралья. Поход дружин Ермака и покорение сибирских татар, а также основание казачьих укреплений по Яику и Ую навсегда утвердил русскоязычное население в крае.

Притихшая и величественная лежит степь. В чреве ее нашли последний приют воинственный алан и надменный ордынец, хит­рый ногайский мурза и бесшабашный казак. И как бы ни было без­жалостно время, оно не в силах победить память. В оплывшем кургане, проржавевшем наконечнике копья, в позеленевшей мо­нете и названии озера живут воспоминания о прошлом. Степь помнит своих детей, какими бы они ни были.                    Тонкой ниткой прорезает степную ширь Тогузак. День за днем, год за годом несет, свои воды степная река. А, как известно, где вода, там и жизнь. Издавна тянулись к реке люди. Много, очень много воды утекло с тех пор, как маленькая речка услышала голоса людей. Кто они были? Зачем пришли к ее берегам? Может, это был мирный кочевник-скотовод, облюбовавший заливные луга под пастбища. Или усталый беглец, вырвавшийся из неволи и скрыва­ющийся на отдаленных задворках цивилизованного мира. А мо­жет быть, воин-завоеватель на разгоряченном коне впервые огла­сил эти пустынные дали. Врядли мы когда-нибудь узнаем это.

Века отделили прошлое от настоящего. И все же. Прислушай­тесь. Кроткой волной перекатывается: То-гу-зак...

Сквозь толщу времени до нас долетел голос первопроходца. Ведь это он на своем языке дал имя реке. И оно, подобно речной гальке, отшлифованное не одним наречием степных народов, дош­ло до нас. М. М. Пришвин в свое время сказал: «... слово живет, горит, светится, как звезда на небе. Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей на Земле, горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной».

Что в имени твоем, Тогузак?

Распространено мнение, что название реки означает «девять потоков». Но так ли это? Действительно, в верховьях река развет­вляется, но не на девять, а всего натри потока: Верхний, Средний и Нижний Тогузак. Поэтому версия о девяти потоках не отражает действительности. Выводили название реки из тюркского «токуз», что означает «подарок из девяти предметов». В этом случае оче­видна народная этимология. Вероятней всего, - название отража­ет этноним «тогузак», распространенный у многих тюркских наро­дов. Такая родоплеменная группа существует у казахов-табынцев и у башкир-айлинцев. Название не единично. Даже в нашей обла­сти можно отыскать еще один Тогузак. Этот совсем крошечный тезка впадает в реку Увелька.

Родоплеменные и собственные имена прочно вошли в названия многих жизненно важных объектов кочевников – водопоев. Явственно прослеживаются этнони­мы в названиях Кучугун, Сулумень, Селиткуль, Бикатки, Кумыртки и других.

Наряду с этнонимами в названиях слышим мы собственные имена древних кочевников-степняков. Кто ты, безвестный Бурхан, давший имя озеру? Знавал ли ты почтенного Карабая, чьи коши стояли у другой воды? А ты, Аренбет, какого роду-племени? Не узнаем мы, худыми ли, добрыми делами увековечил имя свое из­вестный некогда Карым. Шел ли с товарами он, или, напротив, отнимал их у проезжих купцов в Картабызских лесах на безлюдной дороге, которая и по сей день зовется Карымовской.

Хасанкуль, Имантай. Даутово... Имена. Имена. Неприметно живут они рядом с нами, победив время. Посмотрите на карту нашего района. Синими брызгами разбро­саны по нему озера. Кое-где капли расплылись бесформенными пятнами. Это болота. В северной части района синевы больше. К югу окраска бледнеет и лишь на окраине извилистыми линиями го­лубеют реки. У каждой капли аккуратная надпись—название. Чем меньше озеро, тем бесхитростней его название. Напротив, круп­ные озера имеют непонятные, порой загадочные имена. К примеру, что означает Куркумляк или Баздагур? А Турантуры? Язык слома­ешь, пока выговоришь. Кто дал эти названия? И что они означают?

В центре района раскинулось обширное озеро Картабыз. Выде­ляясь среди других озер своими размерами, оно всегда было за­метным ориентиром для кочевых народов в их бесконечных переме­щениях. В XVIII веке на его берегах побывал известный ученый-путе­шественник П.И. Рычков. В своей знаменитой «Топографии Орен­бургской» исследователь отметил, что озеро «горькость имеет» и находится от Троицка по прямой дороге на расстоянии 50 верст. В озере «ловят карасей, которые вкусом гораздо лучше, чем в других озерах», а в летнее время здесь собирается множество лебедей, кои тут и детей выводят. Называя озеро Каратабиз, Рычков перевел его как «Черная падь». Название соответствует действительности. Ог­ромные черные пространства вокруг озера, лишенные растительно­сти и покрытые сетью трещин и заскорузлой коркой грязи, вызыва­ют чувство тоски и делают окружающий пейзаж унылым. Редко кто отважится подойти к пустынным берегам Картабыза, отпугиваемый неприятным тухлым запахом. Не потому ли древние народы назали его Черным, имея в виду не только цветовой показатель, но и полную непригодность в хозяйственной деятельности. Черная падь с ее со­лончаками и горько-соленой водой оправдывает свое название. Как ни правдоподобно звучит объяснение, но существует и другая вер­сия. Есть закономерность: чем крупнее объект, тем древнее его на­звание, Народы, сменяя друг друга, приспосабливают к своему язы­ку и чуждые названия. Поэтому названия претерпели значительные изменения, порой искажаясь до неузнаваемости. Кто из читателей сразу сообразит, какой город на Руси называли татаро-монголы Улай- Тимур. Оказывается, Владимир. Так чужеземцы переделали на свой лад имя русского города. Нечто подобное могло произойти и в на­шем случае. Почему озеро называется Картабыз при распростра­ненных в округе названияхТибис, Кук-Тибис, Карагай-Тибиз, Куру-Ку- чук-Тибиз. Возможно, это название более древнее и восходит к дру- I ому ряду. Его можно вывести из монгольских языков, где «Хара- ) 1бысун» — «Черное соленое озеро». После изгнания калмыков, всего скорее сибирские татары, видоизменили назва­ние в Картабыз. (Данные взяты из книги А.Кухтурского «Под крылом журавля»)

 

Свободненское сельское поселение

Октябрьского муниципального района Челябинской области

Находится в западной части Октябрьского муниципального района. На западе граничит с Троицким муниципальным районом, на севере – с Барсучанским сельским поселением, на востоке – с Октябрьскими сельскими поселениями. Статус и границы сельского поселения установлены Законом Челябинской области от 15 сентября 2004 года № 269-ЗО «О статусе и границах Октябрьского муниципального района и сельских поселений в его составе».

Включает 4 населенных пункта: поселок Свободный (центр), деревня Аминево, деревня Нововарламово, деревня Петроград. Общее количество населения – 781(по состоянию на 01.01.2020 г.).

Национальный состав: русские, татары, немцы, украинцы.

Дороги - местного значения (общего пользования).

Рельеф – равнина (Западно-сибирская низменность); перепад высоты от 194 до 198 метров.

Ландшафт – лесостепь; к юго-востоку от пос.Свободного расположен обширный лесной массив; много озер (в основном соленые), крупнейшее из которых – «Каратибис». 

Состав сельского поселения (по состоянию на 01.01.2020 г.)

Населённый пункт

Тип населённого пункта

Население

1

Аминево

деревня

84

2

Нововарламово

деревня

292

3

Петроград

деревня

17

4

Свободный

посёлок, административный центр

388

 

Свобо́дный — посёлок в Октябрьском районе Челябинской области. Административный центр Свободненского сельского поселения.

Посёлок расположен на южном берегу озера «Даутово» рядом с деревнями  Петроград и Аминево. Расстояние до районного центра села Октябрьского - 22 км.

Поселок Свободный в 1937 году учтён в Аминевском сельсовете, в 1955 году в Теренкульском сельсовете. В 1962 году на его территории разместилась центральная усадьба откормочного совхоза «Октябрьский» (в 1983 году переименован в «Свободный»).

Аминево — деревня в Октябрьском районе Челябинской области России. Входит в состав Свободненского сельского поселения.

Деревня находится на востоке Челябинской области, в лесостепной зоне, на восточном берегу озера «Даутово», на расстоянии примерно 15 километров (по прямой) к западу от села Октябрьское, административного центра района. Абсолютная высота — 188 метров над уровнем моря.

История д. Аминево входящей в состав Свободненского сельского поселения начинается с Уйского района. Село Аминево Уйского района основано в 1746 году Аминем Ибрагимовым и названо в его честь. В 1758 году эти земли отошли Оренбургскому казачьему войску, население обращалось в казачье сословие. В связи с этим многие жители ушли на другое место жительства и около озеро «Даутово» основали новое село с тем же названием. Степь вокруг деревни вольная, до Каратабана простирались Аминевские владения. Основным занятием было полеводство, скотоводство, мясо продавали, меняли на другие продукты. Знаменитые купцы Яушевы имели аминевские корни.

Петроград - деревня в Октябрьском районе Челябинской области России. Входит в состав Свободненского сельского поселения.

Расположена в западной части района, на берегу озера «Махмутово» (Бахмуткуль), на расстоянии примерно 20 километров к северо-западу от села Октябрьское, административного центра района.

Деревня Петроград расположена у озера «Бахмуткино». Происхождение названия связано с созданием в 1919 году первых совхозов и с практикой приписки их к общественным организациям (предприятием, заводом, фабрикам). В связи с этим за одним из населённых пунктов, входивших в усадьбу совхоза в 1924 году закрепилось название Ново-Петроградской, а позже Петроград- в честь города революции. В Петрограде было 35 дворов, 201 житель, восьмилетняя школа. 

Нововарламово — деревня в Октябрьском районе Челябинской области России. Входит в состав Свободненского сельского поселения.

Деревня находится на востоке Челябинской области, в лесостепной зоне, на восточном берегу озера «Медиак», на расстоянии примерно 23 километров (по прямой) к западу от села Октябрьское, административного центра района. Абсолютная высота — 188 метров над уровнем моря. В 1968 г. в состав деревни включен населенный пункт при Картабызском лесничестве.

Деревня Нововарламово образовалась в 1875 году при переселении казаков из д. Варламово Челябинской области, они обосновались у озера «Медияк». Деревня вначале называлась по озеру «Медияк». Позже переименовали в д. Нововарламово. В 1968 г. в состав деревни включен населенный пункт при Картабызском лесничестве. До 1960 года был населённый пункт Рыбтрест  на севере деревни.

ссылка на текст: историко-географическая справка

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 26 октября, 2020 [09:33]
Дата изменения: 02 ноября, 2020 [18:04]