С 1 марта 2019 года началась обязательная регистрация магазинов и производителей в Национальной системе цифровой маркировки Честный ЗНАК.
Для регистрации в системе маркировки заполните заявку.
С 1 июля 2019 года будет прекращен выпуск немаркированной продукции:
Продавать не маркированные пачки сигарет в рознице можно до 1 июля 2020 года.
С 1 июля 2020 года будет прекращен оборот немаркированной продукции:
В январе 2018 года в России был запущен эксперимент по маркировке табачной продукции. Оператор - Центр развития перспективных технологий (Оператор ЦРПТ), координацию осуществляет Минпромторг России. Табачная продукция маркируется в потребительской и групповой упаковках, также может маркироваться транспортная упаковка. На пачку и блок наносится двумерный код в формате Data Matrix, защищенный отечественными криптографическими технологиями.
В эксперименте приняли участие все крупные производители табачной продукции – Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и другие. А также были проведены совместные работы с торговыми сетями, дистрибьюторами, розничными магазинами, разработчиками ПО, производителями кассовой техники, операторами фискальных данных и электронного документооборота.
Маркировка табачных изделий «Честный ЗНАК»
Система обязательной маркировки «Честный ЗНАК» разработана для контроля нелегальной продукции и защиты прав потребителей.
В список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, вошли табачные изделия. Согласно постановлению Правительства РФ №224, с 1 июля 2019 года запрещено производство немаркированных сигарет и папирос, и розничная продажа маркированной продукции без передачи сведений в систему маркировки. Розничная продажа немаркированных пачек сигарет разрешена до 1 июля 2020 года.
Любой потребитель сможет отсканировать код на своём смартфоне и проверить качество товара. Прозрачность системы, упорядоченность и соответствие регламенту – главные рычаги в борьбе с фальсификатом и контрабандой.
Этапы маркировки табачной продукции в России:
Как осуществляется маркировка табачных изделий?
Чтобы зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК», производителю, импортеру, оптовику или магазину необходимо заполнить заявку. Для регистрации понадобится оформить электронную подпись и установить соответствующее программное обеспечение.
Следующий шаг – нанесение кода DataMatrix. Это уникальный шифр, который гарантирует подлинность конкретной пачки сигарет и содержит необходимую информацию о производителе.
Продажа табачных изделий в розницу
Изменения коснутся розничной продажи, прежде всего – работы с документацией. Поставка маркированной табачной продукции будет сопровождаться универсальными передаточными документами (УПД). Система электронного документооборота (ЭДО) поможет определить соответствие кодов. Приемка продукции через ЭДО обязательна с 1 июля 2020 года.
Продавец сканирует код DataMatrix , касса направляет информацию оператору фискальных данных.
Считывать код на кассе можно даже без интернета. Для этого необходим сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования.
Ответственность производителя за ненадлежащую маркировку
Согласно ст. 15.12 КоАП, продажа, перевозка и производство табачной продукции без маркировки влечёт за собой штраф от 5 до 10 тысяч рублей (для предпринимателя). Для компании эти суммы будут выше – от 50 до 300 тысяч рублей. Также все немаркированные табачные изделия будут конфискованы.
Административная ответственность может перерасти в уголовную, если стоимость табачных товаров без маркировки превысит 1,5 миллионов рублей. Согласно ст. ч. 1 ст. 171.1 УК, виновному грозит лишение свободы до 3 лет со штрафом 80 тысяч рублей.
Согласно постановлению Правительства РФ № 1251 от 26.09.19 с 1 октября 2019 года начался эксперимент по маркировке альтернативной табачной продукции. К ней относятся сигары, сигариллы, биди, кретек, табаки курительные, нюхательные, жевательные, трубочные и для кальяна. Оператором эксперимента выступает Центр развития перспективных технологий. Пилотный проект необходим для подготовки отрасли к старту обязательной маркировки.
Для участия в эксперименте необходимо зарегистрироваться в системе согласно инструкции.
Согласно постановлению Правительства № 224 от 28 февраля 2019 года об утверждении правил маркировки табачной продукции для таких товаров определены сроки обязательной маркировки. С 1 июля 2020 года будет запрещено их производство и импорт и станет обязательной регистрация оптовых продаж при помощи электронных накладных (УПД), а розничных продаж через онлайн-кассы. С 1 июля 2021 года будет запрещен оборот немаркированной альтернативной табачной продукции.
Наименование продукции |
Код ОКПД2 |
Код ТН ВЭД ЕАЭС |
Сигары, сигары с обрезанными концами (черуты) |
12.00.11.110 |
2402 10 000 0 |
Сигариллы (сигары тонкие) |
12.00.11.120 |
2402 10 000 0 |
Биди |
12.00.11.150 |
2402 20 900 0 |
Кретек |
12.00.11.160 |
2402 20 100 0 |
Табак курительный |
12.00.19.110 |
2403 19 100 0 |
Трубочный табак |
12.00.19.120 |
2403 19 100 0 |
Табак для кальяна |
12.00.19.130 |
2403 11 000 0 |
Табак жевательный |
12.00.19.140 |
2403 99 100 0 |
Табак нюхательный |
12.00.19.160 |
2403 99 100 0 |
Отличия от маркировки сигарет и папирос
Структура кода маркировки:
На потребительской и групповой упаковке используется код формата GS1
Для успешной регистрации в Системе маркировки и мониторинга оборота табачной продукции Вам необходимо убедиться в выполнении следующих условий:
С 1 июля 2020 года все участники оборота сигарет и папирос должны подтверждать приемку и отгрузку продукции с помощью электронных универсальных передаточных документов (УПД).
Розничные магазины при покупке маркированной табачной продукции должны получить УПД в электронном виде от поставщика. Как правило, получение документов через ЭДО бесплатно для розницы. Оплачивать необходимо только исходящие документы, которые магазинам формировать не нужно.
В УПД должны содержаться коды маркировки поставляемой продукции. Это могут быть коды как отдельных пачек, так и коды блоков или коробов. Магазину необходимо сравнить коды маркировки, указанные в документе, и нанесенные на принимаемую продукцию.
Схема получения товара
Поставщик формирует поставку маркированной продукции и УПД со списком кодов маркировки.
Магазин получает от поставщика маркированный товар и электронную УПД. Проверяет соответствие кодов в УПД и на продукции. В случае полного соответствия кодов полученного товара с кодами в УПД, магазин подтверждает документ. Если коды не совпадают, магазин может скорректировать УПД, провести частичную приемку или отклонить поставку.
Схема исправления ошибок при приемке и корректировки УПД
Если магазин хочет внести уточнение в УПД в случае расхождения стоимости, количества товара, кодов маркировки и прочего, он направляет сообщение поставщику. Поставщик корректирует УПД и отправляет его магазину повторно.
Что нужно сделать для получения маркированной продукции:
Варианты работы с электронными документами:
Варианты проверки соответствия кодов на товаре и в электронном документе:
Все решения, протестированные для работы с маркированной продукцией, размещены в разделе партнеры https://честныйзнак.рф/business/projects/tobacco/#partners